01 Февраля 2021 | 15:41

Реклама в ташкентском метро: слоганы и яркие цвета, как не перейти грань

Как утвердили рекламу с Павлом Волей, какие замечания делает Антимонопольный комитет, и что делают сотрудники метро, когда пассажиров смущает слишком резкое сочетание цветов в рекламе. Об этом рассказали AdIndex Asia сотрудники отдела маркетинга, рекламы и связи с общественностью Ташкентского метрополитена.

image

Впервые в Ташкенте метро было запущено в 1977 году. За прошедшие годы станции изменились, прибавилось немало новых. Появилась реклама, которая стала неотъемлемой частью интерьера подземки.

На сегодняшний день в ташкентском метрополитене действуют 43 станции. Из них Чиланзарская линия – 12, Узбекистанская – 11, Юнусабадская – 8, Надземная кольцевая – 7, Сергелийская – 5. В ближайших  планах намечено строительство линий до массивов ТТЗ и Каракамыш.

Чаще всего рекламные агентства стараются размещать свой продукт на наиболее проходимых станциях, где пассажиропоток гуще. Это «Алмазар», «Алишер Навои», «Беруни», «Чиланзар», «Ойбек». Однако, во избежание информационной загруженности станций, сотрудники метрополитена следят за равномерным распределением рекламы.

Также нужно учитывать, что не на всех платформах путевые стены предназначены для размещения рекламы. Например, станции «Алишер Навои», «Космонавтлар», «Хамид Олимжан» имеют уникальный мозаичный рисунок, майолика и гравировка создают обстановку большого подземного музея. На других станциях, где стены облицованы гранитом, можно установить рекламные конструкции. Однако, после их снятия рекламные агентства обязаны восстановить ущерб, нанесенный установкой. 

«Кроме статичной рекламы, на станциях устанавливают телевизоры, LED-экраны, а вагонах – мониторы. Главное требование к размещению – достаточный обзор для пассажиров и машинистов», – говорит  ведущий инженер метрополитена по рекламе Георгий Корсунский. 

В первую очередь реклама в метрополитене размещается для пассажиров, поэтому их мнение является приоритетным. По словам сотрудников метро, пассажиров нередко смущает слишком резкое сочетание цветов. К примеру, цвета бренда Пепси – сине-красный, а Кока-Колы – красно-белый. Для кого-то это слишком яркий контраст. В этом случае, сотрудники рекламного отдела ищут варианты размещения рекламных щитов, которые наиболее приятно сочетаемы для глаз,  советуются с комиссией по рекламе, а уже затем отправляют на согласование в Антимонопольный комитет.

«Ни одна реклама не размещается просто так, – утверждает начальник отдела маркетинга, рекламы и связи с общественностью Зарина Мансурова. – Согласование обязательно, чтобы быть уверенным, что текст не содержит террористического направления, не пропагандирует алкоголь, табакокурение или насилие».  

Чаще всего согласование проходит гладко, но иногда приходится устранять ошибки. Сложнее всего, в таких случаях, со слоганами.  Порой,  рекламодатель хочет сообщить своим потребителям: «Мы самые лучшие», но  это запрещено Законом «О рекламе».

Никто не запрещает быть самым лучшим, но это необходимо доказать, оформить документально,  потом претендовать на подобный слоган.

Бывает и более серьезные вопросы:

«Приходят клиенты с QR-кодом, надо проверить, не ведет ли он на какие-то запрещенные сайты. Помните, года два назад был скандал, когда по городу разместили плакаты с QR-кодом, который вел на сайт продажи наркотиков? Несмотря на запрет, они разместили свою рекламу незаконно, за что были оштрафованы. Слава Богу, нас это обошло стороной», – рассказывает Зарина Мансурова.  

Была проблема с рекламой, где звучал слоган: «Телефон бор – проблем йок» (Телефон есть – проблем нет). Вроде реклама с улыбкой, но откровенный сленг  не допускается.   В итоге, ролик был изъят из проката. Или реклама сухариков «Похрустим» с Павлом Волей, где присутствует игра слов: «Хрустим» – «ХрусTeam». Смотрится на одном дыхании, однако, при переводе на узбекский язык такую игру слов передать затруднительно.  Но рекламодатели преподнесли данное слово как авторское выражение.

В Ташкентском метрополитене преобладает стационарная реклама, многие рекламодатели считают, что на статичной конструкции ее чаще видят потребители.

Особая гордость – 3D реклама, она появилась на станции «Алишер Навои». Это голограмма: утенок, красочный попугай, акула и другие персонажи, вполне живо предлагающие услуги той или иной фирмы, либо аппетитный и с виду вполне реальный гамбургер. Остается только руку протянуть.

«С рекламодателями напрямую мы не работаем,  сотрудничаем исключительно с аккредитованными рекламными агентствами, – сообщила Зарина Мансурова. – Есть группа таких агентств, предложения которых прорабатываем и принимаем. У них имеются места в вагонах и на станциях».

Чаще всего в метро рекламируются прохладительные напитки, продукты питания, фармпрепараты, учебные центры, мобильная связь. Их целевая аудитория – основной пассажиропоток, состоящий в большей части из учащихся и пенсионеров.

Разницы при размещении рекламы на станциях подземного и надземного типа практически нет. Однако, с учетом того, что путевые стены станций надземного типа не предназначены для размещения рекламных конструкций – размещение идет на самой платформе, но ее нельзя сильно загружать. Свободный проход пассажиров – приоритет. Поэтому на станциях данного типа устанавливают большие экраны, на которых сейчас крутится социальная реклама, так как станции недавно были введены в эксплуатацию. Но уже идут переговоры с рекламными агентствами по размещению коммерческой рекламы.

«Сейчас стало легче, – говорит Зарина Мансурова, –  в период карантина, у рекламных агентств возникали трудности с поиском рекламодателей, в связи с тем, что многие компании направили свои рекламные бюджеты на благотворительные цели, поддерживая пострадавших от пандемии. Это оказало влияние на рекламную деятельность в целом».

По закону, от общего объема коммерческой рекламы,  необходимо выделять 10% на социалку, например, рассказывать о приютах для животных, знакомить с  государственными музеями, говорить о вреде табакокурения.

«Кроме того, наши рекламодатели учитывают все возрастные категории, поэтому, к примеру, в вагонах на ТВ-экранах запускают мультфильмы в перерывах между роликами.  Некоторые малыши от восторга не хотят покидать вагон, – смеется Зарина Мансурова. – Сама как-то проехала свою станцию, потому что засмотрелась. Пришлось возвращаться».   

 

Автор: Ольга Фазылова