22 Января 2021 | 12:21

Профессия – иллюстратор: можно ли в Казахстане быть востребованным и успешным

Обычно эти специалисты работают на фрилансе от заказа к заказу. У каждого из них свой уникальный стиль и творческий путь. Их труд востребован в Казахстане и за рубежом. AdIndex Asia поговорил с тремя известными казахстанскими иллюстраторами и узнал, возможно ли прокормить себя только иллюстрацией и как творческому человеку сделать себе имя и успешную карьеру.

image

          Мурат Дильманов

Иллюстрации – не основная работа. У меня есть своя серия сувенирной продукции, авторский мерч. Это позволяет мне не смотреть только на заказы. Для иллюстратора в современном мире это часть творчества и хороший способ монетизации таланта. Художник более ценен, когда он свободен.

Образование: АГУ им.Абая, факультет изобразительного прикладного искусства

Рабочий день: нет фиксированного рабочего дня

Работа из дома

Основные приложения для работы: Photoshop, Illustrator

Мурат Дильманов – художник-иллюстратор, чьим хобби является карикатура. Сейчас он, пожалуй, самый известный карикатурист Казахстана. Это он придумал сатирического героя Уятмена – борца за высокую мораль и нравственность, постоянно выискивающего недостатки. Слово состоит из двух частей – «уят» (по-казахски: стыд) и «мен» (человек). Еще один постоянный герой работ – сноб-чиновница Распиля Екиматовна. Глобальная задача – научить общество наконец-то смеяться над собой, говорит Мурат Дильманов.

Я позиционирую себя, как цифровой художник. К этому я пришел сам, а в ВУЗе нам давали классическую европейскую школу живописи. Учиться всегда надо, если не учишься – костенеешь, и не развиваешься. Хотя база оттачивается простыми материалами – карандаши, маркеры, кисточки. Этим я бесконечно занимаюсь.

Иллюстрации – не основная работа. У меня есть своя серия сувенирной продукции, авторский мерч. Это позволяет мне не смотреть только на заказы. Для иллюстратора в современном мире это часть творчества и хороший способ монетизации таланта. Художник более ценен, когда он свободен.

В Казахстане за карикатуру не платят. Хотя есть много стран, где карикатура востребована. У нас высмеивать кого-то – означает обязательно сориться. А ссориться у нас бояться. На меня пытались подавать в суд, но обвинение рассыпалось – не было фактов. По Instagram и Facebook, может сложиться впечатление, что я только карикатурист. Это не так. Большое количество работ я не выкладываю. Все, что вы видите в соцсетях – это мое мнение, гражданская позиция. Вообще, у любого художника должно быть творческое лицо, свой стиль и принципиальная позиция. Должен быть хребет. Если ты бесхребетный – будешь копировать других.

За рекламой не слежу, больше слежу за карикатуристами и иллюстраторами. В нашей рекламе пока нет ничего такого, что бы меня привлекало.

Сейчас я уже не ищу заказчиков, работаю по рекомендациям. Есть заказчики, которые четко знают, что они хотят. С другими решаем коллегиально, делаем наброски. Все работают по-разному. Есть те, кто не любит переделывать. Я работаю немного по-другому: обсуждаю варианты. Иллюстрация все же, заказная штука. Вот когда я делаю для себя, могу позволить вольности. Хотя от меня иногда как раз-таки просят вольности – на мое усмотрение.  Заказы приходят из разных отраслей – от СМИ до общественного питания. Я даже рисовал в суде, как в американских фильмах, когда запрещена фотосъемка.

В последнее время чаще заказывают иллюстрации на тематику города Алматы. И мне самому, в принципе, помимо заказов, нравится рисовать про этот город. Планирую подключить и другие города – начну с Нур-Султана, а дальше будет видно.

           Дарион Шаббаш

Как иллюстратор, я – очень принципиальный человек. Зачем что-то заказывать у художника и просить переделать? Можно взять стоковые картинки и собрать коллаж. Художник придумывает свой мир и если заказчику что-то не нравится, это – проблемы заказчика.

Образование: Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова (КазНАИ), дизайнер

8 часов длится рабочий день

Работа из дома

Основные приложения для работы: Photoshop, Illustrator, SketchUp, Figma

Дарион Шаббаш – творческий псевдоним художницы из Алматы, которая сейчас проживает в Берлине.  Известность к ней пришла благодаря стрит-арту. Последние несколько лет она прожила в Москве, а недавно переехала в Европу. Принимала участие в Artbat Fest, Urban Dawn, Art Future, британской выставке Supermapket, московской биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА». Также Дарион Шаббаш проиллюстрировала книги писательницы, гражданской активистки и популярного казахстанского блогера Мадины Мусиной.

 

Книги – однозначно занятие для души. Приятно, что людям они понравились. В первую очередь потому, что их издала мой хороший друг Мадина Мусина. Мне нравится, что она делает, ей нравится то, что делаю я. Когда я была в Москве, Мадина позвонила и говорит: «Давай обложку делать». Я сказала: «Без проблем, но это будет нестандартно». Я хотела, чтобы рисунки ассоциировались с автором. Хотелось передать настроение, переживания самой Мадины. Это – чистое творчество. Круто, что Мада не диктовала, что она хочет видеть на обложке, поверила в меня – поэтому, наверное, у нас сложился сильный тандем. 

Как иллюстратор, я – очень принципиальный человек. Зачем что-то заказывать у художника и просить переделать? Я стараюсь не работать с такими людьми. Мне некомфортно. Можно взять стоковые картинки и собрать коллаж. Зачем приглашать художника? Художник придумывает свой мир и, если заказчику что-то не нравится, это – проблемы заказчика.

Художник думает про цвет, выстраивает композицию, где все элементы связаны между собой. А выкидывать что-то из общей картины просто неприемлемо.

Нужно обрастать связями, это очень важно. Я считаю, что в Казахстане арт-рынок очень узконаправленный. Мне нравится создавать что-то в Алматы. Перед отъездом я реализовала свой проект – фасадную мозаику в подарок городу. Но в Казахстане слишком боятся конкуренции, художники не особо дружат и очень слабое финансирование. Поэтому для себя я решила, что хочу добиваться успеха в других странах, таким образом прославляя Казахстан. По профессии я UI/UX дизайнер и 4 года проработала в IT-компании, которая занималась разработкой приложений и сайтов. Считаю, что для стабильной работы – это перспективное направление.  

В образовании я разочарована. После получения диплома мне пришлось очень много обучаться и дополнительно вкладывать в себя. Я училась и продолжаю учиться у зарубежных художников. В 2015 году в Казахстане проходила часть глобального проекта «Устойчивая красота», приезжали художники с мировыми именами. Там я познакомилась с авторами, чьи работы вдохновляют.  Например, с аргентинской художницей Мариной Зуми. Я выходила, как волонтер, на совместные проекты, просто, чтобы быть рядом и зарядиться энергией, получить опыт. 

2020 год показал важность искусства. Наверное, сидя дома, люди захотели украшать свои дома. За этот год мне посчастливилось поучаствовать в московских аукционах и каждый раз работы уходили с молотка. Начала писать большие холсты – одно произведение купили через онлайн-платформу по продаже и продвижению современного искусства Teo Cosmoscow. Для меня это – удивительный результат. Которого я, конечно же, не ожидала.

Как влиться в новый город? Тебе нужно пожить в нем примерно год и …немножко пострадать. Сейчас я живу в Берлине. Временно без работы, занимаюсь бытовыми-семейными вопросами, постепенно знакомлюсь с людьми, которые занимаются искусством. Здесь большой простор для творчества, сильное комьюнити, поэтому буду стараться жить максимально продуктивно.

          Дина Буксикова

У нас сложно выжить, работая только дизайнером или только иллюстратором. Нужно уметь совмещать. Мне это всегда помогало. Я рисую иллюстрации и могу сверстать журнал или книгу. Рисование и дизайн помогают друг-другу.

Образование: казахский государственный художественный колледж, специальность «художник-график», второе образование – КазНАИ им. Т. Жургенова, специальность «дизайн одежды и художественное ткачество».

12 часов длится рабочий день

Работа из дома

Основные приложения для работы: Photoshop, InDesign

Дина Буксикова проиллюстрировала две книги для детей писательницы Элены Быстрицкой, сотрудничала с издательским домом «Азбукварик» и издательством ЭКСМО. Сейчас работает, как фрилансер, с казахстанским издательством «Көкжиек-Горизонт». Также она автор рисунков для трех книг, изданных ЮНИСЕФ, для детей с ВИЧ. Сейчас готовится к выходу еще одна детская книга казахстанского автора Алены Вареницыной.

Я закончила институт с дипломом дизайнера одежды. Но в то время легкая промышленность была в упадке, платили мало. Муж работал в рекламном агентстве и «перетащил» меня в эту сферу. Всем программам в то время пришлось учиться самостоятельно. В мое время это только начиналось.

Люблю разнообразие. Карьерный путь иллюстратора начинался с издательства «Алматы кітап». Сразу после института я рисовала им несколько альбомов. Потом был детский журнал «Шуша», где я работала арт-директором.  Мы издали нескольких авторов отдельными книгами. Сейчас я сотрудничаю с издательством «Көкжиек-Горизонт», разрабатываю обложки для учебников и иллюстрации. Но основная работа – художник по костюмам в кино. Могу работать и графическим дизайнером и иллюстратором, рисую картины. Но в кино меня тянуло несколько лет.

В рекламе я работала, но давно ушла на фриланс. Меня устраивает то, что я могу делать несколько проектов параллельно, не привязываясь к офису. Но, когда я уходила из рекламного агентства, то думала, что у меня появится много времени для себя. Я хотела рисовать картины, а оказалось, что дома нет отпусков, премий. Фактически, ты занят все время. Отдыха на фрилансе оказалось меньше – это минус. Сам себе отпуск не всегда выделишь.

Труд иллюстратора очень тяжелый. На казахстанском рынке, да и на российском, иллюстраторы много не зарабатывают. Конкуренция большая, но и хорошие кадры найти сложно. Сейчас спрос на компьютерные иллюстрации, которые нарисованы на планшетах. Они яркие, но делать их – огромный труд, с учетом того, что обычно даются сжатые сроки. Есть издательства, которые дают больше свободы, а есть те, кто контролирует каждый рисунок. Например, я рисовала книжки для детей от трех лет – было очень детальное техзадание. Требовалось делать рисунки с прорисованным объемом, чуть ли не 3D. Но мне было интересно. Больше всего мне понравилось работать с издательством ЭКСМО – они дают больше свободы. Честно говоря, графический дизайнер получает больше и это работа, которая кормит. Но моя дочь выбрала именно профессию иллюстратора.

Мой рабочий день часто длится 12 часов в сутки. Все зависит от загруженности. Мне нужна комфортная обстановка. Кофе, музыка очень важны. Смотрю интересные примеры других специалистов, иногда можно оттолкнуться от какой-то картинки и приходит вдохновение.

Периодически думаю про пассивный доход. Сейчас у меня работа, которая зависит от наличия заказов. Я в свое время мечтала заняться продажей футболок с нанесением рисунков. Возможно, что-то сделаю в будущем. Пассивный доход необходим.

У нас сложно выжить, работая только дизайнером или только иллюстратором. Нужно уметь совмещать. Мне это всегда помогало. Я рисую иллюстрации, и я могу сверстать журнал или книгу. Рисование и дизайн помогают друг-другу. На западе другой подход. Там можно работать в узкой специализации.

 

Автор: Ольга Настюкова