05 Апреля 2021 | 15:45

Сабит Сулейменов, Zakazbiletov.kz: «Люди уходят в другие сферы: в доставку, строительство, сторожами, дворниками – лишь бы заработать»

О том, как коронавирус повлиял на людей творческих профессий, рассказал основатель сервиса Zakazbiletov.kz Сабит Сулейменов

image

Нужно срочно дать работу людям, чья специализация связана со сферой искусства и культуры, считает Сабит Сулейменов, основатель сервиса Zakazbiletov.kz. За 11 лет работы его компания выросла из локального игрока в крупный сервис, который работает практически по всему миру.

По данным forbes.kz, сегодня в стране на билетном рынке осталось немного компаний. Крупнейшими остаются «Тикетон»,  kassir.kz, kassy.kz и zakazbiletov.kz. Четыре похожих проекта не выдержали конкуренции и ушли с рынка.

До коронавируса с помощью Zakazbiletov.kz можно было купить билеты почти на все казахстанские мероприятия, на концерты российских и западных звезд. Олимпиада в Лондоне, Лига Чемпионов в Мадриде – команда Сабита Сулейменова могла достать билеты на любое мероприятие. 

«Наши клиенты – люди обеспеченные, взрослые, изысканные, с хорошим уровнем дохода», говорил он в одном из интервью. В 2019 году С. Сулейменов строил большие планы – освоить новый Азиатско-Тихоокеанский регион. В честь десятилетия сервиса привезли в Казахстан финских рокеров – группу The Rasmus, которая дала два концерта в крупнейших залах Алматы и Нур-Султана.  О коронавирусе в китайском Ухане мир услышал спустя несколько дней. Чуть позже глобальная ивент-индустрия рухнет, закрывшись на карантин.

– Восемь месяцев наша компания без работы. Единственное, сейчас открыли театры и кинотеатры – появилось хоть что-то. Но говорить о рентабельности при загрузке залов в 50%, конечно, невозможно. К сожалению, нам пришлось отправить многих сотрудников в неоплачиваемый отпуск, – рассказал Сабит Сулейменов.

Индустрия организации концертов и продажи билетов – это огромный штат людей, которые находятся за кадром. Копирайтеры, журналисты, осветители, операторы, звукорежиссеры, электрики и ведущие – все они в одночасье оказались без работы. В Казахстане была оказана поддержка бизнесу в период пандемии. Но не все отрасли экономики эту поддержку получили. Event-индустрия не смогла получить помощь через программы МСБ, так как не все виды ОКЭД вошли в список пострадавших предприятий. Участники индустрии разбросаны по различным отраслям в ОКЭД – от искусства, развлечений и отдыха до информации и связи. Поэтому актуальным является систематизация ОКЭДов индустрии.

Основную долю участников рынка занимают малые предприятия до 5-ти человек. Соответственно, развитие индустрии необходимо рассматривать, прежде всего, в логике микро и малых предприятий. Фрилансеры, которых государство считает «самозанятыми» и вовсе лишились любых доходов.  

–  У кого-то были сбережения, но даже они за это время подошли к концу. Люди уходят в другие сферы: в доставку, строительство, сторожами, дворниками – лишь бы заработать. Я понимаю, как творческие люди живут, но об этом лучше не говорить. Если человек всю жизнь занимался творчеством, у него нет других альтернатив, кроме доставки еды и потаксовать. Даже пойти рабочим не все смогут – строить не все умеют. Сейчас каждый выбирает тот вариант, который может найти. Мы теряем кадры. Люди эмигрируют. И после отмены карантина, по нашим оценкам, отрасль будет восстанавливаться еще 2-3 года, – пояснил Сабит Сулейменов.

В Казахстане требования к концертным организациям для проведения мероприятий со зрителями прописаны в постановлении главного санитарного врача от 14 августа 2020 года. При этом сама концертная деятельность не входит в список разрешённых. По оценке участников рынка, около 500 мероприятий перенесли или отменили из-за карантина, более полумиллиона человек остались без работы. Но самое главное – творческие люди лишены возможности планировать и живут без видимых перспектив на будущее.  

– Мы ждем снижения заболеваемости. На наш вопрос: «Когда вы наконец все сможете открыть?» Министерство здравоохранения ответило: «Когда прирост заражения достигнет нулевой отметки». Это маловероятно. Даже если один человек заболел, это уже не ноль. Пусть будет хотя бы 0,5%. Поэтому, я думаю, что до февраля-марта запреты еще будут действовать. Но мы видим, что в других странах мира нет таких ограничений. Правительства других стран находили компромисс между бизнесом и властью, чтобы люди могли зарабатывать.

Сабит Сулейменов привел в пример Германию. В августе в Лейпциге организовали три экспериментальных концерта при разных условиях, чтобы посмотреть, как распространяется коронавирус, и оценить риски массовых мероприятий. Все зрители – около 1400 человек - заранее сдали тест на COVID-19, во время концерта на них были маски. Выяснилось, что при соблюдении масочного режима и всех санитарных норм вероятность заразиться коронавирусом составляет порядка 2%. «В автобусе, в самолете, на рынках шансов заразиться гораздо больше. Мы все хотим работать», – подытожил собеседник.

 

интервью взяла Ольга Настюкова